Насколько важно красивое и привлекательное оформление бизнес плана? Возможно, достаточно конкретно обозначить цели, точно просчитать финансы и этого будет достаточно? Это не совсем так.
Как не крути, но бизнес-план всё же являет собой рекламный продукт, но в виде документа, с помощью которого можно сделать вывод не только о бизнесе, но и о владельцах. Исходя из этого важно как его содержание, оформление, так и сама презентация.
Как правило, при создании бизнес-плана нужно руководствоваться общими требованиями, основными из них являются следующее:
— Бизнес план должен быть небольшим, понятным и простым, и при этом раскрывать содержание проекта. Зачастую размер его не превышает 20-25 листов. Но если проект имеет большую стоимость, потребуются детальные расчёты.
— Полезный бизнес план должен быть функциональным. В содержании должна быть только полезная информация;
— Хороший бизнес план должен опираться на реалистичные предположения. Прогнозы надо обосновывать и подкреплять исследованиями рынка;
— Структура информативного бизнес-плана должна иметь разделы и подразделы так, чтобы легко найти необходимую информацию;
— Стандартный бизнес план должен обеспечивать конфиденциальность информации о бизнесе и её деятельности. Поэтому необходимо следить за сферой его распространения;
— Правильный бизнес план всегда включает дополнительные материалы. При необходимости можно указать первичную информацию анализа рынка; спецификацию продукции; информацию о рекламе; схему денежных потоков; договора аренды.
После того как бизнес-план правильно составлен и оформлен наступает момент когда его необходимо правильно подать. Так, презентация бизнес-плана это демонстрация в доступной форме идеи для бизнеса, ознакомление инвесторов с новым бизнесом.
Во время презентации, он должен порождать чувство оптимизма и энтузиазма. Ваш бизнес должны хотеть купить, вложить в вас деньги. Зачастую решение о инвестировании того или иного проекта принимается под соответствующее настроение. Его нужно создать. Своей уверенностью, обоснованностью изложенного материала и хорошим знанием своего дела.
Обычно презентация длится 20-30 минут и после её завершения предприниматель должен ответить на вопрос о заинтересованности в предложении.
Для большей наглядности и убедительности желательно, чтобы презентацию проводил руководитель лично, широко используя схемы, рисунки, таблицы, также немало важным остаётся ознакомление участников с основными положениями и показателями бизнес-плана. Если в процессе презентации будущие партнёры могут осмотреть образцы или другие наглядные материалы, то это усилит впечатление от устного рассказа.
Важным вопросом является качество разработанного бизнес-плана. Ее оценку могут осуществлять как инициаторы соответствующих предпринимательских проектов, так и внешние пользователи соответствующей информации: инвесторы, кредиторы, органы государственной власти. Чаще всего для этого применяется экспертный подход. К базовым критериям относятся: наличие, полнота, достоверность и качество представленной информации.
Как вывод к данной статье следует отметить, что в рыночных условиях ни одно предприятие не может работать прибыльно без тщательно подготовленного плана. Чем более динамичным и неопределимых становится среда деятельности, тем больше порядка должно быть на самом предприятии.